Здоровые люди очень редко задумываются о смерти и об умирающих, за исключением тех,кто сталкивается с этим в результате их трудовой деятельности, таких как людей которые работают в сфере здравоохранения. Однако это затрагивает умы тех кто болеет или при смерти. В нашей культуре смерть рассматривается, как болезненная тема для обсуждения, в значительной степени потому, что мы не знаем что сказать тем, кто умирает. Уже давно очевидно, что будь то человек болеющий, будь он дома или в больнице, женщина кормящая грудью или тот, кто находится на грани смерти получает значительно меньше внимания. В своей книге “Искусство целителя”, Эрик Дж. Кассел рассматривает вопрос “потери собственной значимости”, с этим чувством по мнению автора сталкивается каждый болеющий. На самом деле этот факт является основополагающим, того, почему люди не посещают больных. Люди не хотят признавать тот факт, что их чувства превосходства в один прекрасный день могут исчезнуть.
Наиболее ярко тема столкновения человека лицом к лицу со смертью раскрыта в книге Льва Толстого “Смерть Ивана Ильича”. Читатель встречается лицом к лицу с человеком, который умирает в результате аварии. На протяжении всей своей взрослой жизни Иван искал счастье среди различных вещей, будь то его новая квартира, мебель или карьера.
Святой Августин Аврелий говорит нам “Вы созданы для себя, О Господь, наши сердца не успокоятся пока не найдут тебя”. Его цитата несет в себе сообщение Христианам, которое заключается в том, что счастье не может существовать без участия Бога. И в конце своей жизни Иван наконец то это понимает. В надежде получить утешение и исцеление Иван отправляется к многочисленным врачам. После неутешительных прогнозов многих врачей, он вызывает к себе на дом другого врача. Врач озабочен тем, как холоден Иван но непринужденно спрашивает как его дела. Иван говорит ему, что боль еще не утихла, и что он ждет от него помощи, на что врач отвечает, – “Больные люди всегда чувствуют подобное” и хладнокровный ответ врача сказал Ивану многое об окружающем мире. Еще одна надежда нашего героя на счастливую жизнь была разрушена.
Единственный человек, который сочувствует Ивану, это слуга Герасим. Возможно наиболее благоприятный человек для Ивана, но наш герой не может понять почему Герасим готов на многое для него. На это Герасим отвечает, - “Было бы другое дело, если бы вы не были больны, но так как все по другому, то почему бы и не сделать что-то большее для вас”.
В своей “Молитве щедрости”, святой Игнатий Лойла (1491/1556) поднимает этот вопрос, когда говорит, что мы должны жертвовать собой, не думая о вознаграждении, кроме тех знаний данных нам Господом Богом.
В двенадцатой главе Иван непосредственно находится на смертном одре. За час до его смерти, к нему приходит его сын и плача целует его руку. В тот же момент Иван как будто падает и видит свет, ему открывается вся его жизнь, не такая какая должна была быть, он может изменить ситуацию. Это прекрасный пример влияния опыта. Хоть смерть конечно и не приятный опыт, но и в этом может быть что-то хорошее. Это послание надежды, представленное в Новом Завете. Смерть, это не конец, и даже не начало конца, а по сути конец начала. Это кульминация жизни, долгое путешествие к своему Создателю.
Эта глава является яркой метафорой страданий и смерти Иисуса Христа. Смерть Иисуса была очень болезненным опытом для самого Христа, а так же для его учеников, но не смотря на это он получил сострадание от женщин плачущих у креста (подобно как Иван получил сострадание сына). В связи с этим страдания Ивана можно воспринимать, как искупление. Пока Иван умирал, он начал понимать, что он прожил не настоящую жизнь. Тем не менее на смертном одре, он все же пересмотрел свои взгляды и осрознал, что главное это – “Путь, Истина и Жизнь”
Примечания:1 Кэссел, Эрик Искусство целителя (Cambridge, MA: MIT Press, 1995), p. 30
2 Бегемот, Августин Исповедь [книга 1, гл. 1] (NY: New City Press, 1999)
3 Толстой Лев Смерть Ивана Ильича (NY: Bantam Books, 1981), p. 10
4 Толстой, р. 104
2 comments:
Interesting article!
Смерть даётся человеку для того, чтобы найти Жизнь. Этот тезис формулируется у многих,когда они знакомятся с произведениями русских писателей. Весьма иронично с точки зрения человека вне веры. Для человека в вере- жизнеопределяющий момент. Много можно услышать едких замечаний и "камений брани" в адрес веры как общественного явления. Но как много из нас обращаются к ней в час скорби. Чтобы из себя не представляла религия (вера как таковая), но именно в предсмертный час проявляется момент её явления.
Что же до тех, кому пришлось быть у постели больного, то мало кто скажет, что это не изменило его. Видя слабость другого, мы открываем свою собственную. И когда мы вне веры, то это открытие страшит и гнетёт нас, поэтому и нет так часто слов в утешение. Но если человек живёт в вере (итут не только религиозные представления), то слова в утешение больному приходят сами, а иногда люди обладают таким внутренним теплом, что одно их присутствие делает больше,чем десятки хорошо заученных ободрений...
Nell
Post a Comment