Tuesday, July 12, 2011

Абсурдность реальности

С практической точки зрения, множество событий нашей повседневности могут происходить случайно и не иметь связи с другими событиями из нашей жизни. Хотя это правда, что вера может сформировать цель жизни, но факт остается фактом, что даже в отношении веры возникает больше вопросов, чем ответов, которые она может дать, когда речь заходит о том «почему случается именно так».

Я не придерживаюсь того мнения, что  вселенная появилась случайно и что любая попытка понять это – бесполезна.  Просто таков порядок вселенной. Однако, он не редко перекликается с хаосом. Идея порядка и хаоса далеко не нова. Её высказывали многие философы еще до Сократа. Так же её упоминал Раввин Исаак Лурия (1534-1572) 1. 

После большевистской революции русское общество испытало собственную форму хаоса. Царь Николай II и вся царская семья канули в Лету и В.И. Ленин вместе со своими сторонниками придерживались депортации или устранения верхушки общества, так как  считали, что они могут помешать становлению нового порядка, который они навязывали России и всему русскому народу.

                Это был именно тот период, который Михаил Булгаков (1891-1940)  описал в его самом известном романе «Мастер и Маргарита». Этот роман сложно читать, особенно в России. Однако, в нем можно увидеть множество вещей, которые до сих пор есть в любом обществе. В романе раскрыты многие злободневные темы, однако, я остановлюсь только на одной теме, а именно «абсурдности».

                История России всегда была тесно связана с религией и Большевики считали нужным, что для функционирования их новой системы необходимо уничтожить любые связи между русским народом и его религиозными обычаями. В романе «Мастер и Маргарита» есть двое персонажей, которые спорят, существовал ли на самом деле Иисус Христос, вскоре к ним подошел третий персонаж, который захотел присоединиться к их дискуссии. Эти люди не знали, что этот третий человек, Воланд, - дьявол во плоти. Позже, в различных критиках Воланда сравнивали и Иосифом Сталиным.

                На первый взгляд появление Воланда со своей свитой в Москве – беспричинно. С самого начала, когда Воланд предсказывает маловероятные обстоятельства казни Берлиоза, до конца, когда кот Бегемот подстроил перестрелку с милицией, все выглядело так, будто не было никакой другой мотивации кроме как явно навредить. Большинство из произошедшего выглядит абсурдно, однако, если присмотреться, оно перестает казаться таковым. Ну, по крайне мере, не более абсурдно, чем может быть в реальности. Абсурдность  – философия, с точки зрения которой,  люди существуют в бессмысленной, иррациональной вселенной, которую невозможно логически осмыслить; невозможно понять, почему зародилась жизнь; и все попытки объяснить суть вселенной – заведомо провальны. Опираясь на абсурдность, человеческие страдание – результат потраченных впустую человеческих усилий найти причину или суть в этой абсурдной пропасти существования. На первый взгляд, роман «Мастер и Маргарита» - абсурден.

                Тем не менее, через некоторое время их обман раскрывается и являет образец того, как наживаться на жадных людях, которые думают, что могут получить нечестную выгоду только потому, что прислуживают людям, наделенным властью, не задавая лишних вопросов. Например, когда председатель жилищного товарищества – Босой Никанор Иванович –  получает взятку, Воланд говорит Коровьеву «сделай это так, чтобы он не пришел за подачкой снова». После этого Босого Никанора Ивановича арестовывают за  превышение его полномочий.  Точно так же люди, которые посещают представления черной магии Воланда искренне радуются дармовым деньгам, однако, на следующий день, оказывается, что эти деньги – всего лишь ничего не стоящие бумажки. Две женщины, которым досталась новая одежда, позже оказываются на улице в одном лишь нижнем белье. Эти обманы кажутся подлыми и бессмысленными но во всех случаях жертвы были ослеплены своей жадностью, которая подавила их моральные ценности и устои сразу же, как у них появилась возможность получить какую-то личную выгоду.

                Жизнь Михаила Булгакова прошла под влиянием Сталинского режима, который также можно назвать абсурдным. Следующая история является лишь одним из многих примеров. Однажды Сталин приказал арестовать директора шахты. Шахта потерпела крах и Сталин заподозрил директора в диверсии. «Диверсия» - слово, которое часто использовалось в Советском Союзе, когда проекты, созданные человеком с манией величия, оказывались невыполненными.  Из директора выбили «признание» в том, что он действовал по приказу немецкого правительства.  Когда начальник милиции доложил это, Сталин не поверил этому. По той или иной причине он считал, что это дело рук не немецкого, а французского правительства. Поэтому, он приказал снова допросить директора, который на этот раз «признался» согласно версии Сталина. Более того, директор признался, что пытался ввести Сталина в заблуждение, сказав, что это была вина немцев. Такие примеры были обычным делом в Советском Союзе. Люди часто реагировали абсурдно. Это так же можно увидеть в множестве сцен в романе. Например, когда Воланд зовет Магарыча – человека, который понял мышление Мастера, когда был в психиатрической больнице – он был «в одних лишь трусах и по какой-то причине с чемоданом в руке, а так же в кепке». Выглядит абсурдно, но это относится к тому факту, что при Сталинском терроре в Советском союзе граждане всегда были готовы к неожиданностям, таким как неожиданный визит НКВД ночью.

                Эти примеры только малая часть того, что, на первый взгляд, выглядит абсурдным в этом романе, но все это становится более понятным когда читатель лучше разбирается в исторических аспектах той страны и того времени, которые затрагиваются в романе. Здесь, в Соединенных Штатах Америки, мы понятия не имеем об НКВД, которые могли неожиданно приехать посреди ночи к любому из граждан; о том, почему люди жили в постоянном страхе быть арестованными без суда и следствия.

                Сами мысли о пытках, о выбивании «признания» в несовершенном преступлении чужды и незнакомы рядовому жителю США. Но такое состояние дел продолжается во многих странах и по сей день.

                Хотя мы и не испытываем того, что происходило в СССР во времена правления Иосифа Сталина, у нас есть и свои собственные проблемы. Соединенные Штаты, которым когда-то «завидовал весь мир» из-за нашей системы образования, сейчас стали очень слабы. Американские студенты сейчас уже не те, что были раньше. Они не читают на том уровне, который был раньше. А независимое/критическое мышление – это то, чему сейчас никто не учит . Наши студенты считают, что им нужно просто помнить все то, что им пригодится на экзаменах, а потом все это забыть. Они не прилагают никаких усилий, чтобы усвоить что-то, что может стать частью их жизни.

                Вместо того, чтобы думать критически и самостоятельно об определенной проблеме, студенты довольны тем, что им говорят, что нужно думать о чем-либо. Они не могут выражать свои мысли тезисно, но если они и не думают мыслить более рискованно результат тот же самый. На первый взгляд, это может показаться абсурдным, однако, за этим следуют определенные рассуждения.

                Одна из проблем воспитания людей в том, что людям, ответственным за это могут противостоять те, кого они сами и обучили. Но отсутствие вольнодумства и свободомыслия могут сделать людей более послушными. Тех, кто думают не так, как остальные и задают вопросы, которые у них возникают, могут быть заклеймены «смутьянами», «диссидентами», «негативистами». От таких проще избавляться или заставлять молчать.

                Как долго это будет продолжаться зависит от двух важных вопросов. Во-первых, готовы ли мы признать что происходит? Во-вторых, готовы ли мы что-то сделать с этим?

Конец записи.

1)     Restoring the Divine Sparks to Their Sourcehttp://heideggerm1.blogspot.com/2011/02/restoring-divine-sparks-to-their-source.html («Восстановление Божественных Искр к Их Источнику).

2)     “Master and Margarita” http://www.masterandmargarita.eu/en/07recencies/absurditeit.htmlМастер и Маргарита»).




No comments: