Tuesday, July 12, 2011

Восхождение на Вершину любой ценой


С юности мы приучены к важности карьерного роста, подъему по корпоративной или социальной лестнице - к восхождению на вершину.

И пусть является правдой то, что, когда то приходится подниматься по карьерным лестницам, многие из нас имеют бесспорные преимущества благодаря различным факторам, включая их образование и финансовое состояние их семьи.

Персонажи Горацио Элджера уверяют нас, что подъем по таким лестницам доступен каждому, кто готов достаточно упорно работать.

Мы живем в обществе, которым движет идеология потребления. С детства идея об умении " держаться наравне с семьей Джонсов " почти укоренилась в нас. Вся наша экономика основывается на потреблении. Людям стало необходимо продолжать тратить деньги и покупать все новые вещи, чтобы обеспечить финансовую славу нашей страны.

Хотя, конечно, никто не принуждает нас опускаться до инстинктов для того, чтобы иметь финансовый или личный успех в жизни, факт в том, что это происходит. Существуют люди, для которых ничего не стоит втоптать других в грязь, чтобы достигнуть желаемого.

 Римский драматург Плавт (254-184 гг. до н. э.) ссылался на это обстоятельство, когда утверждал: “Homo homini lupus” (человек человеку волк).
Из прошлого мы знаем много людей

, легко губивших жизни других, чтобы преуспеть.

А что, если бы вместо волка, это была бы бездомная собака? Представьте на мгновение, что ученый помещает гипофиз и яички мужчины внутрь собаки, и эта собака постепенно начинает разговаривать и поступать как человек. Вообразите, что этот полу-человек полу-собака способен довольно хорошо приспособиться к жизни внутри нашего общества.

 В 1925 году Михаил Булгаков (1891-1940), русский медик, ставший сочинителем, написал рассказ, озаглавленный "Собачье сердце".

 Коротко о его содержании: грязный бездомный пес, по сути, погибает в холодную зимнюю ночь, ошпаренный накануне днем кипятком. Вдруг элегантный мужчина кормит его и берет к себе в дом. Спаситель - знаменитый и богатый профессор медицины, который занимается омоложением людей при помощи пересадки органов.
Успев привыкнуть к своей новой жизни в достатке, пес становится героем странного эксперимента - профессор со своим помощником имплантируют в его тело яички и гипофиз мертвого преступника. После трудного пост-операционного периода пес постепенно начинает переходить из животной формы в человеческую и берет себе имя Полиграф Полиграфович Шариков. Полу-зверь-полу-человек прекрасно уживается в господствующем здесь пролетарском обществе, до такой степени превратив жизнь своего создателя в ночной кошмар, что тот делает ему обратную операцию.

Сатиричен выбор Шариковым своей фамилии. Интересно, что она достается ему в подарок от профессора.

Сравнения проводились между Булгаковским персонажем и Франкенштейном Мэри Шэлли. Также, как в случае с Франкенштейном, которого отвергают все, сталкивающиеся с этим существом, из-за его чудовищной неестественности, Полиграф Шариков - равным образом неестественен, однако он достаточно успешно вливается в русское общество 20-х годов. Из повести мы знаем, что этот новый неудавшийся медицинский эксперимент породил массу проблем для доктора, его осуществившего. В одном месте "человек-собака" действительно заявляет на знаменитого доктора в местные жилищные власти, так как врач занимает несколько комнат для своих экспериментов, и "человеку-собаке" не нравится тот факт, что кто-то владеет чем-то, на что «не имеет права». Дав подобной "личности" новую жизнь, гениальный доктор вынужден был защищать себя перед жилищными властями, которые хотели отнять у него эти комнаты, чтобы использовать их для других целей.

В то время, в Советской России большевики пришли к власти, убеждая людей в необходимости избавиться от царя Николая Второго и все разделить поровну. Совсем быстро, эти же самые люди напустились на тех, кто привел их к власти. Высокообразованная интеллигенция была изгнана из России, а те, кто остался, были, в конечном счете, казнены.

Сейчас в нашем существующем обществе мы часто слышим слова о том, что деловой мир - это мир, где "каждый сам за себя" и все "грызут друг друга как собаки", поэтому «человек-собака» чувствовал бы себя здесь как дома.

Так как собаки живут согласно законам стаи, этот новый "человек-собака" стал бы демонстрировать свое превосходство в рамках стаи и вскоре стал бы альфа-самцом. Кусаться и рычать на любого, кто бросит вызов его статусу, и он без всяких сомнений откусил бы голову любому (без преувеличения). Он не принял бы идею того, что каждый может достойно зарабатывать.

Помните, у него склад ума собаки. И если у него есть что-то, он будет защищать это до последней капли крови, а если у тебя есть что-то, что он хочет, он сделает все, чтобы отнять это у тебя. В стае ты или лидер или ничто.

Тот же самый образ мышления непременно будет присутствовать и в его личных отношениях. И если он повстречал женщину, его основными целями станут обладание и размножение. А так как он живет инстинктами, ее чувства ничего не значили бы для него. Он просто видит желаемое и идет за ним. И пока ты соглашаешься с его статусом альфа-самца, он будет терпеть тебя, но даже и не надейся стать его другом. У него нет друзей, а просто другие особи, которые существуют для его удобства.

Теперь вообрази, что этот "человек-собака" вступает в мир политики. Сейчас он не только альфа-самец, а некто с изрядной долей полномочий и власти. Его сильная личность, возможно, будет тем, благодаря чему его изберут. Но не стоит заблуждаться, он не заинтересован в том, чтобы помочь тому, кто привел его к власти. Он использует власть и авторитет, полученные им, чтобы захватить так много для себя, сколько сможет. Возможно, ты скажешь: Он призван, чтобы помогать своим избирателям! Его ответ был бы: Я получил, что хотел, и если они не получили желаемого, то это не мои проблемы. Однако если у них есть то, что хочу я, то я возьму это. Звучит знакомо?

 Многие замечания, приведенные в этом материале касательно предметов, олицетворявших  Россию в 1920-е годы, легко могли бы быть применимы и к нашей стране по некоторым вопросам нашей истории.

 И хотя мы не коммунистическое общество, человеческая природа остается одинаковой в независимости от того, где кто живет. Естественно, что люди у власти хотят оставаться там, несмотря на то, что необходимо удерживать уже имеющуюся у них власть.

Данный Булгаковым сатирический взгляд на жизнь в России после большевистской революции делает понятным, почему это произведение было запрещено в Советском Союзе. Впервые оно было опубликовано на английском в 1968, а в Советском Союзе не публиковалось до 1987 года.

Как я упоминал раннее, в этой повести очень важны имена. Имя субъекта, чьи гениталии и гипофиз были использованы профессором, было имя пьяницы, которого звали Чугункин. На русском "чугун" означает  "сплав железа и углерода", и такой выбор имени легко мог бы быть понят русским читателем как пародия на Иосифа Сталина.

Восхождение по лестнице успеха к вершинам общества, конечно, неплохая вещь. Каждый родитель хотел бы для своих детей быть более успешными, чем они есть на самом деле.

Однако карьерный рост не означает того,  чтобы возвыситься, мы имеем право наступать на пальцы тем, кто стоит ступенькой ниже нас.

Это правда, за успех приходиться платить. Однако в цену успеха не следует включать постепенное превращение в животное.
















2 comments:

Nadezda said...

Excellently! I very like it article

Nadezda said...

Excellently! I very like it article