Thursday, May 10, 2012

КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ


Для описания ментальности русского человека, выделения особенностей его духовного развития, в литературе не раз использовалось понятие «Русская душа». О русской душе пишет и Н. Гоголь, и Л. Толстой, и Ф. Достоевский.
Термин «Русская душа» расскрывается через культурные тенденции русских, их восприятие жизни, отношения к религиозной и философской сфере бытия. Это говорит о том, что в Росии внутренняя сущность человека, основы его мировоззрения служат ключом к пониманию его личности. Проявление русской души видится через эмоциональную сферу жизни, а не через деятельностную. Поэтому для описания русской души используются такие характеристики, как глубина, сила и сострадание. По словам Достоевского, «самая основная, самая элементарная духовная потребность русского народа - есть потребность страдания, вездесущая и неугасимая, везде и во всем» [1].
Идеи Достоевского о русской душе тесно связаны с православием, в котором идеал Христа отражается через сострадание другим, через готовность умереть за других, через спокойное смирение, принятие этого.
Абстрактного «страдания» (страдания ради страдания) для россиянина не существует. Страдание ради страданий не имеет никакого смысла в русской культуре. Народной ментальности чужды депрессии и получение удовольствий от унижения и бесплодного страдания. В русском народе как пружина сжата внутренняя сила. Именно она позволила выжить русскому народу в самые трагические дни истории. Не будь этой пружины, не выжил бы русский народ в самые трагические дни своей истории, а был бы сметен, погиб без остатка, как многие другие народы земли.
Народный гнев страшен. Но он никогда не принимает националистическую окраску. Идеал русского человека предписывает делиться последним, не оставлять чувства юмора в самые тяжелые минуты (народная музыка, как ничто другое, отражает эту сторону русской души (частушка).
Русская душа характеризуется в литературе как: чувствительная, творческая, сострадательная, терпеливая, сильная (благодаря именно ее силе, русский человек можетвыжить в невыносимых условиях), поэтическая, мистическая, фаталистическая, интроспективная. По литературным произведениям можно судить о том, что русский не доверяет рациональной мысли, полагаясь на интуицию, быстро увлекается, проявляя способность чувствовать широкий спектр крайних человеческих эмоций (от абсолютной радости и умиротворения до глубокого отчаяния) и т.д., и т.д., и т.д. (список можно продолжить). Русские смогли сохранить свою мировоззренческую целостность, пройдя нелегкий исторический путь. Именно у русских в культуре заложен идеал абсолютной честности через приверженность к вере, И это несмотря на то, что реалии действительности давно должны были уничтожить его.
Так и понятие красоты в русской ментальности, в первую очередь, соотносится с понятием внутреннего богатсва человека, его духовной целостности. При этом понимание внутренней красоты не носит жертвенный характер. Такое выражение, как «красота требует жертв» заимствованное из западной культуры, никогда не понималось русскими женщинами буквально. Это скорее для них шутка, чем руководство к действию.
Не существует понятия «немецкая душа», «английская» или «американская». Именно в характеристике ментальности русских закрепилось слово «душа». Концепция русской души возникла в 1840-е годы прежде всего как литературное явление. Известный российский писатель Николай Гоголь и литературный критик Виссарион Белинский (1811-1848) совместно ввели данный термин в 1842 году в опубликованном шедевре Гоголя Мертвые души. Русские помещики при переписи считали своих крепостных для целей бухгалтерского учета, по «душам». С одной стороны, название романа отражает аферу главного героя, построенную на приобретении бухгалтерских документов, в которых числятся умершие крепостные крестьяне. Однако, помимо этого буквального смысла, Гоголь говорит о потере человеческих душ у живых людей.
Виссарион Белинский, известный радикальный критик, продолжил идею Гоголя дальше, и вывел из романа характеристики русской ментальности, так называемой «национальной души», существующей у народа. В самом деле, в своем анализе творчества Гоголя, Белинский использовал термин "русская душа" несколько раз, и именно от него данное выражение стало крылатым, получив со временем более четкое определение через труды такого автора, как Ф. М. Достоевский.
Понятие «русской души», сформировавшись как надклассовое, включающее особенности национального характера, помогло определить национальную идентичность [3]. Суждение о «Русской душе» эволюционировало и стало известно в западной культуре в последующие десятилетия, благодаря работам Ф. М. Достоевского. В своих произведениях Достоевский расскрывает весь психологизм своих героев, говорит о «народном духе». Вместе с тем, в его произведениях множество «невысказанных, бессознательных идей», которые постоянно и сильно ощущаются. В 1881 году к моменту смерти Достоевского, «русская душа» завершила свою эволюцию в Russia [3].
Начиная примерно с 1880 по 1930 годы, опять же во многом благодаря Достоевскому, с представлением о «русской душе» познакомились за рубежом. С тех пор данное словосочетание носит не только сугубо понятийное значение, но и служит брендом при восприятии не только единичного русского человека среди иностранцев, но и всего народа.
Для многих европейцев этот термин стал позитивной альтернативой восприятию русских как отстающего от западной культуры народа. Русский народ предстал через раскрытие понятия «русская душа» с той невинностью и душевной чистотой, которую давно потерял циничный Запад. Популярность "русской души" росла и в двадцатом веке.
Казалось, в 1930-е годы данная концепция ушла в небытие, но на самом деле она продолжала жить в произведениях многочисленных писателей, которые продолжали ее разрабатывать [3]. Казалось, что концепция «русской души» вышла из моды, ее место стал занимать пропагандируемый бренд «Советского человека». Теперь, когда Советский Союз ушел в прошлое, актуальность понимания русского человека через концепцию «русской души» возросла. В России дух православной духовности, даже среди тех, кто не считает себя православным, стал определяющим. Более того, он стал частью повседневной жизни русского, украинского и белорусского народов.
Множество испытаний выдержало население в бывших советских республиках с крахом Советского Союза. Ситуация по-своему была сложной в каждой из этих стран. Надежда была только на время. Анализируя сейчас то, что помогло людям не только выжить, но и не потерять свое достоинство в эпоху хаоса и становления новой государственности, мы опять приходим к концепции «русской души», определяя ее как источник внутренней силы и устойчивости. Обращение к концепции «русской души» как к идеалу позволяет справиться русскому человеку с множеством невзгод и исторических драм. Существование российского человека опрделяется через наличие внутреннего богатства, души. Уничтожишь душу – уничтожишь и русскую ментальность.
Душа в России относится к женскому роду. Характеризуя восприятие красоты и доброты в современной России, через анализ «русской души» приходим к выводу, что их понимание возможно только по отношению к современной русской женщине. Доброта, искренняя деликатность русских женщин, готовность понять других людей во многом определяются жизнью русского народа. До сих пор многие иностранцы считают Михаила Зощенко (1895-1958), который описал жизнь россиян в 1920-х и 30-х годов, писателем-фантастом. Между тем, коммунальные квартиры, где несколько семей живут на небольшой площади, разделенной на крошечные комнаты, с одним туалетом и ванной для всех не является такой редкостью, даже сейчас. Не у каждого есть отдельная квартира. Согласно западным параметрам эти квартиры считаются малыми даже для одного человека. Российские семьи из 4-5 человек живут в скромной двухкомнатной квартире площадью 58 квадратных метров. Очень часто несколько поколений живут в одной малогабаритной квартире. В России поговорка «в тесноте, но не в обиде» пользуется популярностью. Кажется, что здесь условия проживания вызывают чувство особого единства, когда необходимо считаться все время с другими, принимать других такими, как они. Россияне привыкли к тесной связи с другими людьми. Русский человек воспитывается в условиях зависимости от потребностей других людей. Русские обладают уникальной способностью адаптации, особенно там, где это касается женщин. Эти условия, казалось бы, невыносимые для иностранцев, воспринимаются русским народом как должные. По этой причине русские жены очень терпеливы и всегда готовы идти на компромисс в их семейной жизни. Ситуации, которые будут рассматриваться западной женщиной как нарушение ее интересов, могут быть проигнорированы русской. Русская жена всегда готова к компромиссу. Это искренняя мобильность и терпение свойственное россиянам, часто не хватало на Западе [4].
Влияние, которое оказали на русскую культуру такие писатели, как Федор Достоевский, Николай Гоголь, Лев Толстой и другие было глубоким. Они, конечно, дети своего времени, но, независимо от этого, они повлияли и продолжают влиять на мировоззрение множества поколений, которые пришли после них. И до тех пор, пока они влияют на становление русского человека, концепция «русской души» не исчезнет.
Русская женщина является не только олицетворением «русской души», но и обеспечивает условия, в которых красота этой души может быть выражена. Уют и теплая атмосфера дома дело чести российской домохозяйки. Она считает свой дом продолжением себя, как символ счастливой семейной жизни. В России до сих пор дом убирают сами, без специально нанятых для этого домработниц. Большинство русских женщин заняты в уборке квартиры и приготовлении пищи. Они часто сами шьют, вяжут, ремонтируют вещи. Росская красавица, способная улучшить жилье с помощью кисти или шпателя живописью – для запада является чудом. Русская женщина всегда старается сделать свой дом светом, чистым и радостным. Посещение ресторанов и кафе в России считается общественным мероприятием. Рядовые граждане не ходят в рестораны «просто поесть». Большинство русских семей едят дома. Это объясняется не только материальными причинами и привычками россиян, к вкусной домашней еде, это еще и отношение к таинству семьи и ее целостности[5]. Понятие о красоте русской души является не просто продуктом конце девятнадцатого века, но живет и процветает сегодня через повседневную жизнь русской женщины. Сейчас, возможно, иначе, чем во времена Льва Толстого, но она жива! Каждое последующее поколение будет иметь свое собственное проявление этой реальности, однако, красота русской души никогда не умрет.
Библиографический список
1) Ries, Nancy  Russian Talk: Culture and Conversation During Perestroika (NY: Cornell University Press, 1997)
2) “Russian Soul” http://en.wikipedia.org/wiki/Russian_soul
3) Robert C. Williams, "The Russian Soul: A Study in European Thought and Non-European Nationalism" Journal of the History of Ideas 31 (1970): 573-588, accessed October 27, 2011.
4) “About Russian Women” http://www.single-russian-woman.com/russianwomen.php (accessed 11/7/11)
5) “About Russian Women”

7 comments:

Bruzepam said...

Уважаемый Роберт! Искренне поражен глубиной Ваших познаний не только о России, но и о "русской душе". Мне остается только надеяться, что когда-нибудь я смогу достичь такого же уровня в английском языке. Желаю Вам всего наилучшего! С уважением, Василий.

Robert S. Grosse said...

Спасибо, Базилик. Я изучил русский язык на www.busuu.com в течение более чем одного года. Отец моей матери приехал в США из Беларуси в 1903, и предки моего отца подходили из России и Австрии. Моей сестре и мне никогда не преподавали говорить на русском языке дома. Кроме того, моя подруга - из Украины.

Yanina Protsenko said...

Существует такое понятие, как жить с надрывом, так вот по большей части русские именно так и относятся к жизни

Robert S. Grosse said...

Важно жить с мучением. Это - главная тема в российской литературе.

Elena said...

Великолепно написано!
нашла "Росская красавица" - видимо опечатка.

Robert S. Grosse said...

Спасибо, Елена. Я рад вам понравилась статья.

Svetlana Solovyova said...

Роберт, я прочитала вашу статью. И спасибо за ваше восприятие и отношение к данной теме. Я согласна с вами по всем пунктам. Хочу добавить, что понятие «русская душа» сейчас претерпевает изменения. Новое поколение становится более эгоистичным, мы пестуем своих детей уступая им в их стремление больше взять от западной культуры и мало уделяем внимания нашей культуре и самобытности. Но я могу точно сказать, что почти каждый русский раскрывается в сложной ситуации для него или для его близкого человека. И каким бы он прагматичным и эгоистичным не казался, в трудных ситуациях доброта, сострадание и желание помочь проявляется почти всегда. Как вы думаете, может быть это на генном уровне? ;-)
Светлана.